Кризис бьет по торговым центрам

Кризис в торговых центрах

Усугубляющийся экономический кризис существенно повлиял и на рынок столичной недвижимости. Демонстрация этого – пустеющие офисы, из которых съезжают фирмы, и торговые центры без арендаторов.

К сожалению, закрытие торговых точек, замораживание строек – привычное явление в условиях экономического спада.

Покупатели и продавцы – на выход

Арендаторы испытывают проблемы из-за повышения арендных ставок и общей экономической ситуации в стране. Плата за аренду обычно выставлялась владельцами в твердой валюте, но в связи с девальвацией рубля магазинам она стала просто непосильной. В торговых галереях цены за 1 кв. м. доходят до 45 тыс. руб. В долларах стоимость – около 1,5 тыс. за кв. м. Владельцы некоторых центров, чтобы хоть как-то снизить убытки и удержать оставшихся клиентов, вынуждены переходить на расчеты в национальной валюте.

Ряд международных брендов, например Adidas, Gloria Jeans, Stockmann, Incity сокращает свои магазины в Москве, Armani Jeans, Calvin Klein решили пока не вкладывать в дальнейшее расширение торговых точек, а Herve Leger, Lindex и Camaieu, возможно, и вовсе уйдут с рынка.

Сказывается и падение потребительского спроса. Даже в предпразничный новогодний период – последнюю неделю декабря - посещаемость больших торговых центров совсем не радует: покупателей стало меньше на 20%.

Кто в выигрыше?

Неплохо себя чувствуют в сложившейся ситуации гастрономы, супермаркеты, различные развлекательные объекты, кафе, сети общественного питания, магазины с детскими товарами. На плаву и авторские бутики.

Владельцы недвижимости вынуждены сдавать вакантные площади и под спортивные залы, и под кинотеатры, чего не делали раньше.

Резко поднять цены ритейлеры не могут, ведь у большинства потенциальных покупателей доходы остались на прежнем уровне. Отсюда и запустение в крупных центрах, клиенты перебрались в комплексы поменьше, в которых обычно есть все самое необходимое: от продуктов до небольших магазинов с одеждой и обувью. За ними устремились и продавцы, избавляясь от точек в не прибыльном месте.

Эксперты утешают: крупные торговые центры еще могут быть прибыльными, главное – грамотно подобрать магазины, которые были бы интересны и нужны покупателям.